Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Природное внимание - это врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально-обусловленное внимание - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание - не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание - обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,
Функции внимания
1 - Внимание позволяет приостановить ненужные процессы мозговой деятельности и оптимизирует работу нужных.
2 - Активизирует систематизацию информации на нужную и не нужную в данный момент.
3 - Способствует получению и укреплению важной информации.
3 - Обеспечивает длительную сосредоточенность на нужной информации.
4 - Связывается с памятью и выступает в качестве закрепления важной информации в кратковременной памяти
5 - Необходимый компонент для усвоения информации и применения оной.
Итог - основными функциями внимания являются три компонента: избирательность, целенаправленность, активность
Внимание
Природное внимание | Социально обусловленное внимание | Непосред. внимание | Опосред. внимание | Непроизвольное внимание | Произвольное внимание |
Отвечает за реакцию на внутренние и внешние стимулы, заложенные в человеке с рождения. | Воспитывается в ходе социального взаимодействия с человеком. Связанно с волевыми качествами человека | Регулируется непосредственно самим человеком, входе познания своего интереса | Регулируется внешними раздражителями | Реакция на внезапные внешние раздражители, воздействующие на интерес | Регулируется непосредственно самим человеком, входе обучения/познания необходимому, но неинтересному |